Тель-Авив и Баухауз: виртуальная экскурсия от Михаила Духовного
Тель-Авив

“Любить Тель-Авив нужно учиться”

(Михаил Духовный)

Мы очень редко оглядываемся вокруг и задумываемся о том, что нас окружает: какие виды деревьев вокруг нас, в честь кого названы улицы, какова история домов и местного населения нашего города, какие архитектурные стили можно выделить.

Меня сильно впечатлила лекция-виртуальная экскурсия по «городу без перерыва» от Михаила Духовного в книжном магазине “Бабель”. Михаил дал попробовать на вкус маленький кусочек Тель-Авивского “архитектурного заповедника”. Захотелось продлить послевкусие…

В 2003 году организация ЮНЕСКО провозгласила часть Тель-Авива “Белый город” всемирным культурным наследием за «выдающийся пример нового градостроительства и архитектуры начала XX века».

Белый город Юнеско

Зарождение школы “Баухауз”

В городе Веймар (Германия) в 1919 году Вальтером Гропиусом была открыта высшая школа строительства и художественного конструирования “Баухауз”. Помимо других легендарных личностей, в школе преподавал русский живописец Василий Кандинский.

Гропиус предложил новому веку новую архитектуру.

Баухаус и интернациональный стиль — в чем разница?

Школа “баухауз” сформировала интернациональный стиль.

Ле Корбюзье — французский архитектор, художник и дизайнер, один из основателей интернационального стиля.

Описал концепцию архитектуры нового времени «Пять отправных точек современной архитектуры»:

  1. Столбы-опоры. Дом приподнят над землей на железобетонных столбах-опорах, при этом освобождается место под жилыми помещениями — для сада или стоянки автомобиля.
  2. Плоские крыши-террасы, на которых можно было бы развести небольшой сад или создать место для отдыха.
  3. Свободная планировка. Поскольку стены больше не являются несущими (в связи с применением ж/б каркаса), внутреннее пространство полностью от них освобождается. В результате внутреннюю планировку можно организовать с гораздо большей эффективностью.
  4. Ленточные окна. Благодаря каркасной конструкции здания и отсутствию несущих стен, окна можно сделать практически любой величины и конфигурации, в том числе свободно протянуть их лентой вдоль всего фасада, от угла до угла.
  5. Свободный фасад. Опоры устанавливаются вне плоскости фасада, внутри дома. Наружные стены могут при этом быть из любого материала — легкого, хрупкого или прозрачного, и принимать любые формы.

Урбанистический язык города Тель-Авив

Второе место в мире по концентрации “баухауза” занимает Биробиджан — город на Дальнем Востоке России, административный центр Еврейской автономной области.

 

А кто же занял первое?

Тель-Авив имеет самую большую концентрацию стиля “баухауз” в мире.

Свыше 4000 строений этого стиля до сих пор можно увидеть в центре города.

Тель-Авив Белый город

 

Архитектура “Баухауз” процветала в Тель-Авиве в 1930-х годах, после миграции из нацисткой германии 17 бывших студентов и преподавателей школы “Баухауз”. Они продолжили распространение идей школы уже на практике, став архитекторами города.

Имена, которые внесли вклад в архитектуру “Баухауз” в Тель-Авиве:

Арье Шарон, Дов Карми, Зеев Рехтер, Пинхас Хуэфь, Йозеф Нейфельд, Ричард Кауфманн и Эрих Мендельсон, Женя Авербух.

Именно Женя Авербух спроектировала площадь Дизенгоф, название которой было дано в память о скончавшейся в 1930 году супруге городского мэра — Зины (Цины) Дизенгоф.

площадь Дизенгоф: история

Закладка площади состоялась 4 сентября 1934 года в присутствии мэра города Тель-Авив Меира Дизенгофа.

Классический пример интернационального стиля находится в Южном Тель-Авиве. Это дом-корабль.

дом-корабль Тель-Авив
Фото с сайта http://lorien22.livejournal.com/

Долгие годы Корабль стоял заброшенным и страдал от разрушений. Только в 2007 году было принято решение его реставрировать, и он был внесен в списки «принадлежащих сохранению».

 

Дом Энгеля. Бульвар Ротшильда, 84. Тель-Авив.

Архитектор — Зеев Рехтер (1933)

Дом Энгеля Ротшильд
Фото с сайта http://users.livejournal.com/yozhik

Один из первых домов, построенный на подпорных столбах (сваях).

Идея Ле Корбюзье о свободном пространстве внизу дома оказалась очень кстати в жарком Израиле — даже в самый зной здесь бывает сквозняк, и в последующие годы абсолютное большинство домов в стране строилось именно на сваях.

К сожалению, в наши дни, этот дом находится в очень плохом состоянии и требует реставрации.

 

Еще один классический пример “интернационального стиля” в архитектуре — Дом Соскина. Дом был спроектирован Зеевом Рехтером и располагается на улице Лилиенблюм, 12. Таким образом, в одном месте сошлись 3 русскоязычных еврея.

Моше Лилиенблюм — еврейский писатель и публицист. Улица названа в его честь — одна из первых улиц Тель-Авива.

Авраам Соскин — известный еврейский фотограф, начавший свою карьеру еще в царской России, но особенно прославившийся, как “фотограф Тель-Авива”.

Зеев Рехтер — один из крупнейших архитекторов Израиля середины 20 века, зачинатель “интернационального стиля” школы Баухауз в Израиле, первым в Израиле начал строить дома на столбах.

дом Соскина, Тель-Авива
Фото с сайта http://www.shaloma.ru/


Больше информации о баухаузе в Тель-Авиве можно получить в Центре Баухауз на Дизенгоф, 99. Там изучают этот стиль, проводят выставки, экскурсии, там же есть магазин, в котором можно приобрести плакаты, открытки, книги.

 

За виртуальную экскурсию спасибо географу, краеведу и проводнику по Израилю Михаилу Духовному (это его настоящая фамилия).

Понравилась статья? Подпишитесь на обновления сайта:

Ошибка: Контактная форма не найдена.

Копирование материала статьи приветствуется при наличии ссылки на сайт myisraeltoday.com

About Author

client-photo-1
Виктория

Comments

Nina
25/07/2018
Милый друг , вы видимо не знаете стили , ну во - первых француз ( ле Корбюзье - модернист, настоящее имя Женнарри ),а это большая разница и баухаус не интернациональный стиль, возник в Российской империи 1896 году , от бедности , а потом подхвачно В Кандинским ( Алтай) где Хабаровск и там же Бирабиджан ,просуществовал под названием ахутмас , а потом в следствии политических воззрений был изгнан из СССР и обосновался в Германии и преподавал там теорию точки и линии . Евреи уезжавшие в Палестину перехатили стиль .,поэтому Тель-авив и Бирабиджан , которые имеют баухаус стиль. То ,что вы пишите про окна , стоянки и опорные балки не имеет никакого отношения к стилю о котором вы пишите, я вам советую почитать и исследования побольше, модернизм - это не баухаус. Всего хорошего

Добавить комментарий